Большинство родителей интересуются у педагогов и психологов, что должен уметь ребенок в 3 года. Ведь, неважно мальчик это или девочка, консультация для родителей придает им уверенности в процессе воспитания.
Содержание:
Особенности физиологии
По сравнению с двухлетним возрастом ребенок в 3 года становится выше на 10-11 см и тяжелее на 2-3 кг. В возрасте трех лет в улыбке ребенка насчитывается уже 20 зубов. Физическое развитие ребенка трех лет позволяет одновременно выполнять два действия. Он может с легкостью перешагнуть через препятствие, спрыгнуть с небольшой высоты, поймать мяч, кататься с горки, взбираться по лесенке. У него ловко получается бегать, прыгать, кататься на трехколесном велосипеде. В этом возрасте улучшается координация, мелкая моторика рук позволяет крепче держать и захватывать предметы.
Распорядок дня и питания по сравнению с двухлетним возрастом существенно не меняется, только в случае, если ребенок начнет посещать детский сад. Если в возрасте 1-2 лет детям не позволялось сладкое, то в 3 года можно их побаловать.
Особенности социально-эмоционального развития
При выполнении разных действий трехлетний ребенок ожидает одобрения со стороны взрослого, отличается любознательностью и любопытством. Долговременная память связана с эмоциональными переживаниями. Наблюдаются проявления эмоциональной сдержанности, настойчивости в достижении желаемого. Как для девочек, так и для мальчиков этого возраста характерны сильные эмоциональные переживания, длительное чувство обиды, стыда. Дети трех лет способны испытывать ревность, огорчаться, пытаться обмануть взрослых. В этом возрасте появляются страхи, например боязнь темноты; а эмоции являются главными во взаимодействии с внешним миром.
Впечатлительность малышей трех лет повышена, они любят сочинять и фантазировать. Формируется комплекс «я сам», когда ребенок стремится идентифицироваться от взрослых, реже обращается за помощью, капризничает и стремится все выполнить самостоятельно. Важно поддерживать его инициативу, развивать ее, обращаясь к нему за помощью.
Речевые способности
Ребенок в 3 года по ФГОС способен формулировать целые предложения, изменяя слова по склонениям и падежам. Запас слов составляет около 1 500, но в активном использовании только 300-600. Необходимо выполнять с детьми логопедические упражнения, потому что в этом возрасте они еще плохо проговаривают шипящие и звук [р]. К обязательным речевым навыкам относят:
- Составление предложений из 5 и более слов, с использованием предлогов;
- Запоминание и воспроизведение коротких стихов и прозы;
- Составление рассказа по картинке из 3-5 предложений;
- Правильное произнесение своих имени и фамилии, имен родителей и близких;
- Употребление слов в единственном и множественном числе в речи;
- Узнавание и называние предметов;
- Использование отдельных прилагательных для характеристики явлений и предметов;
- Поддержание диалога.
Особенности мышления
Благодаря взаимосвязи речи и мышления ребенок в три года может:
- Выстраивать простые логические цепочки, основываясь на рассказах взрослых и собственных наблюдениях.
- Вспоминать события недавнего прошлого.
- Сравнивать предметы и картинки, находить отличия и сходства.
- Собирать пазлы из 6-8 элементов, пирамидку из колец, башенку из кубиков.
- Различать и уметь называть 10 различных цветов, основные геометрические фигуры, называть овощи и фрукты, времена года.
- Сравнивать цвет и форму фигур; группировать их, расставлять по размеру, подбирать предметы по признакам.
Родителям, которые озадачены вопросом, что должен уметь ребенок в 3 года, рекомендуется заняться с ним изучением алфавита, начать осваивать правила чтения.
В этом возрасте активно развиваются аналитические способности мышления, что учитывается при проведении развивающих занятий в детском саду. Трехлетний малыш может удерживать во внимании 3-4 предмета и сравнивать их между собой. Он способен объединять предметы по простым признакам. Ему удается находить отличия или определять лишнее на картинке. Познавательная деятельность очень важна в этом возрасте, и в ее основе процесс сравнения.
Бытовые умения
Девочка или мальчик в 3 года:
- Раздевается без помощи других, складывает одежду перед сном
- Самостоятельно одевается, хотя помощь взрослого иногда нужна
- Может застегнуть несколько пуговиц
- Может завязать и развязать шнурки
- Способен выполнять поручения
- Умывается, моет руки с мылом, вытирается полотенцем
- Знает о местонахождении и предназначении многих предметов
- Знает правила этикета, проявляет вежливость и воспитанност;
- Способен регулировать физиологические потребности.
Ориентация в бытовых делах зависит от отношения родителей и близких. Главное понимать, что в ребенке нужно постепенно развивать самостоятельность и иметь терпение позволить ему самому научиться.
Со многими бытовыми делами помогает справиться хорошо развитая мелкая моторика.
Этому способствуют следующие виды деятельности:
- Нанизывание бусинок, плетение фенечек и других украшений
- Лепка из пластилина или глины
- Вырезание из бумаги
- Собирание мозаики.
Социализация ребенка
Для большинства детей достижение трехлетнего возраста знаменуется походом в сад, где появляются новые люди: другие дети, а также взрослые-воспитатели. Такая ситуация требует от ребенка новых моделей поведения, новых реакций. К нему приходит понимание, что он не является центром вселенной и что все взрослые занимаются не только им, и все игрушки не принадлежат ему. В детском саду возникают первые конфликты, первые симпатии и антипатии, более глубокое познание себя, самоидентификация. Период трехлетнего возраста – весьма благоприятное время для совместных ролевых игр, совместной игры со сверстниками в разные игрушки.
Ребенку помогают следующие сформированные умения и навыки:
- Легко знакомиться с другими детьми и общаться с ними. Хотя некоторым проще играть самостоятельно, чем в паре или группе.
- Видеть и понимать опасность в процессе игры, знать способы ее предотвращения.
- Воспринимать и следовать правилам определенной игры.
- Употреблять слова приветствия-прощания, благодарности при общении со сверстниками и взрослыми.
Всё это приобретается и формируется в процессе развивающих и познавательных игр, активного взаимодействия с родными и сверстниками. Режим дня формируется таким образом, чтобы жизнь малыша была разнообразной и насыщенной, богатой на тактильные и эмоциональные ощущения. Но чтобы не было перевозбуждения и беспокойного сна, лучше вечером увлечь его спокойными тихими играми, почитать книжку или раскрашивать.
Для его развития нужно учить иностранный язык, например у нас есть методика как научить ребенка читать по английски даже без репетитора.
Именно в 3 года дети хватают интересные фразы и слова, тем более, сейчас нет почти никакой цензуры на телевидении и в обществе. Поэтому важно следить за появлений слов-паразитов или ругательств в лексиконе малыша и уметь объяснить, что их не стоит использовать в речи.
Особенно информация о том, что должен уметь ребенок в 3 года, необходима родителям, которые слишком опекают своих детей, все делают за них, воспитывая их беспомощными и зависимыми. Лучше дать малышу свободу и потом гордиться и удивляться самостоятельности и находчивости своего чада.